09.10.2017 12:10 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Правовой аспект событий в Вильнюсе 13 января 1991 года и их последствия»

Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний на тему: «События в Вильнюсе в январе 1991 года. Правда и вымысел. Меры по защите  граждан Российской Федерации от несправедливого суда в Литве». 

Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК проведены очередные общественные слушания по теме: «События января 1991 года в Вильнюсе. Правда и вымысел. Меры по защите граждан Российской Федерации от несправедливого суда в Литве» (далее – общественные слушания).

В общественных слушаниях приняли участие члены Общественной палаты, представители министерств, ведомств, адвокатского и экспертного сообществ, общественных объединений, ветераны спецподразделений, непосредственные участники событий и представители СМИ.

В ходе общественных слушаний обсуждены стадии уголовного процесса по делу «13 января» (дело № 09-2-031-99), рассматриваемому Вильнюсским окружным судом, которым была дана правовая оценка, а также вопросы правоприменительной практики по уголовным делам в Литовской Республике.

Участники общественных слушаний подтвердили, что Генеральная прокуратура Литовской Республики провела необъективное, политически мотивированное и с явным обвинительным уклоном расследование в отношении бывших государственных и партийных деятелей СССР и Литовской ССР, бывших военнослужащих и сотрудников специальных подразделений СССР, которые в январе 1991 года осуществляли законные действия по защите конституционного строя СССР и сохранению общественного порядка на территории республики, входившей в состав Советского Союза. Литовская сторона необоснованно вменила в вину действия по исполнению политики КПСС, в то время как статья о руководящей роли партии была отменена еще до январских событий. Уголовное преследование литовским правосудием граждан бывшего Советского Союза и Литовской ССР – это политическая декларация, которая не соотносится с действующим законодательством, принятым литовским сеймом. Деяния, инкриминируемые обвиняемым, произошли за два десятилетия до того, как принятые нормы вступили в законную силу.

С января 2016 года Вильнюсский окружной суд рассматривает завершенное Генеральной прокуратурой Литвы уголовное дело «13 января» (дело № 09-2-031-99), по которому проходят 61 россиянин, 3 гражданина Беларуси и 2 –Украины (2 из 66 подозреваемых умерли, двоих судят очно, остальных – заочно).
Вопреки очевидным фактам сторона обвинения добивается осуждения фигурантов дела как лиц, совершивших на территории Литвы военные преступления и преступления против человечности. В судебных заседаниях оглашаются выгодные обвинению доказательства и свидетельские показания, большинство из которых являются сфальсифицированными, игнорируются доводы защиты по объективному расследованию дела. С полным основанием можно утверждать, что сторона обвинения применяет нормы международного права, которые были введены в уголовный кодекс Литовской Республики уже после 1991 года, и им придается обратная сила. Защите отказывают в вызове в суд реальных организаторов беспорядков с целью вывода руководителей движения «САЮДИС» от ответственности за гибель людей в ходе январских событий 1991 года в Вильнюсе.
Многочисленные свидетельства и общее развитие ситуации в Литве в 1990-1991 годы позволяют уверенно утверждать, что тогдашний глава Верховного Совета Литвы Витаутас Ландсбергис (Vytautas Landsbergis) и его ближайший соратник министр охраны края Аудрюс Буткявичюс (Audrius Butkevičius), стремясь удержаться во власти, сознательно пошли на организацию трагических кровавых событий в январе 1991 года.

В январе 1991 года в нарушение 28-ой статьи Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (1949 год, далее – Женевская конвенция) ими было призвано гражданское мирное население на защиту наиболее важных объектов в Вильнюсе. Ландсбергис и Буткявичюс сознательно формировали «живой щит» вокруг здания Верховного Совета Литвы, зданий Литовского комитета радио и телевидения и Вильнюсской телебашни, имея преступный умысел силами литовских «боевиков» организовать гибель мирных граждан, обвинив в этом советских военнослужащих. Такой призыв гражданского населения в ходе военной операции на защиту объектов согласно 28-ой статье Женевской конвенции квалифицируется как военное преступление.

В случае вынесения судом обвинительного приговора проходящие по делу россияне рискуют получить длительные сроки тюремного заключения вплоть до пожизненного. Прецедент в Литве уже создан. В 2017 году окончательно вступил в силу приговор в отношении российского гражданина Никулина Константина Юрьевича, бывшего сотрудника Рижского ОМОНа, который осужден литовским судом к пожизненному тюремному заключению по так называемому «Мядининкайскому делу» как лицо, совершившее в июле 1991 года преступление против человечности. При этом он был лишен права на справедливое, независимое и объективное рассмотрение дела в рамках досудебной и судебной стадий.

Официальный Вильнюс не скрывает своего желания превратить суд по делу «13 января» в подобие Нюренбергского процесса, а именно в Нюренберг-2 над Россией с нанесением Москве максимального репутационного ущерба. Поскольку Литва не встречает на этом пути должного публичного отпора с российской стороны, это вселяет в представителей органов власти Литвы чувство своей безнаказанности и вседозволенности.

Участники общественных слушаний убеждены, что в интересах защиты прав и законных интересов россиян и российских соотечественников, проходящих по делу «13 января», а также Никулина К.Ю., проходящего по «Мядининкайскому делу», необходима действенная поддержка и помощь с российской стороны и, прежде всего, МИД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, как это было изложено в рекомендациях Общественной палаты по итогам общественных слушаний на тему «Правовой аспект событий в Вильнюсе 13 января 1991 года и их последствий», состоявшихся 7 апреля 2016 года.

Сохраняет свою актуальность и востребованность активного задействования российских и зарубежных СМИ по освещению вопросов, касающихся уголовного и судебного преследований в рамках уголовных дел «13 января» и «Мядининкай».
Необходимо подключение российских и зарубежных экспертных сообществ к научному исследованию и анализу юридических действий и последствий литовских правоохранительных органов в названных делах, а также выработке практических предложений и рекомендаций.
С учетом изложенного и в интересах содействия объективному, политически беспристрастному и справедливому рассмотрению событий, случившихся 13 января 1991 года в Вильнюсе, Общественная палата рекомендует:

Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть возможность создания Межпарламентской комиссии России и Литвы по расследованию фактов гибели мирных граждан в Вильнюсе в период с 11 по 13 января 1991 года от неустановленных лиц (прим.: по показаниям свидетелей, стрельба велась с крыш близлежащих домов; литовские органы правосудия обвинили свидетелей в умышленном искажении фактов и нанесения тем самым вреда национальной безопасности Литвы, однако впоследствии суды сняли обвинения, признав тем самым показания действительными).

Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотреть возможность:
1. Проведения правовой экспертизы материалов уголовного дела по событиям 13 января 1991 года в Вильнюсе с привлечением специалистов Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Общественной палаты и экспертного сообщества, а также изучить юридические перспективы подачи исков в соответствии с законодательством Российской Федерации от лиц, обвиняемых литовской стороной, в порядке частного обвинения по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации («Клевета») и статьей 318 Уголовного кодекса Российской Федерации («Применение насилия в отношении представителя власти»).

2. Направления запроса в УФСБ России по Калининградской области в отношении А.Буткявичуса, который являлся начальником Департамента охраны края Литвы в 1990-1991 годах и лично руководил организацией крупномасштабных провокационных акций, направленных на отделение Литвы от СССР, а также принимал активное участие в пропаганде вопроса об отделении Калининградской области от Российской Федерации и ее присоединения к Германии, на предмет оценки материалов с целью возбуждения уголовного дела против Будкявичуса и его ближайшего окружения и объявления их в международный розыск по линии «Интерпола».

Следственному комитету Российской Федерации рассмотреть возможность активизации работы по уголовному делу по факту гибели сотрудника группы «Альфа» А.Шацких во время событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.

Общественной палате Российской Федерации рассмотреть возможность:

1. В связи с началом работы обновленного 6-го состава Общественной палаты создания рабочей группы с целью постоянного мониторинга процесса в Вильнюсском окружном суде по делу «13 января», а также связанных с ним событий.

2. Разработки совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, общественными организациями и экспертным сообществом системы мер по защите наших соотечественников, подвергающихся преследованиям за рубежом с направлением конкретных предложений в соответствующие инстанции согласно компетенции.
3. Подготовки обращения в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) по вопросу незаконного содержания Ю.Меля в заключении в нарушение норм международного права.

4. Направления запроса в федеральные органы власти о предоставлении информации по учету рекомендаций Общественной палаты по итогам общественных слушаний на тему: «Правовой аспект событий в Вильнюсе 13 января 1991 года и их последствия» (письмо Общественной палаты от 17.06.2016 №5ОП-2/1270).

5. Направления обращения в Министерство иностранных дел Российской Федерации с просьбой рассмотрения возможности выдачи Юрию Мелю дипломатического паспорта и наделения его полномочиями Почетного Консула Российской Федерации в Литве.

6. Активизации информирования общественности о ходе судебного процесса по делу «13 января» как внутри страны, так и за рубежом, с привлечением средств массовой информации, в том числе опубликования сборника материалов по теме общественных слушаний.

7. В рамках заседания рабочей группы по мониторингу процесса в Вильнюсском окружном суде по делу «13 января» и связанных с ним событий рассмотреть вопрос об организации поддержки и юридической защиты фигурантов уголовного дела «13 января», в том числе и с привлечением возможностей коммерческих и некоммерческих структур.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

63