29.11.2017 14:09 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Образование без барьеров

Автор: Л.Ю. Кудашева
директор МАОУ НГО «СОШ №1»

В современном образовательном пространстве инклюзивная модель обучения рассматривается как наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении. Находясь в одном классе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми, поскольку причина появления этих границ – не столько медицинские проблемы, связанные со здоровьем человека, сколько то состояние общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с проблемами здоровья.

Этой сложной теме была посвящена муниципальная конференция «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья», которая была организована 13 ноября Управлением образованием Новолялинского городского округа, МАОУ НГО «СОШ №1», МАОУ НГО «СОШ №4» .

     Целью мероприятия была организация профессионально-общественного обсуждения организационных механизмов, ресурсного обеспечения, содержательных оснований и эффективных подходов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья .

     Участниками конференции стали около 200 работников всех образовательных организаций НГО, Управления образованием, представители ГАОУ ДПО СО «ИРО» г. Екатеринбург , ТО ПМПК г. Серова, Новолялинской ЦРБ, ГАУ «СРЦН для несовершеннолетних Новолялинского района», ТКДН и ЗП .

     Конференцию открыла начальник Управления образованием Л.П. Морозова, обозначив важность и актуальность рассмотрения проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях муниципалитета.

     На пленарном заседании участники конференции заслушали несколько выступлений. С.В. Соловьева, заведующий кафедрой методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей, ГАОУ ДПО СО «ИРО», кандидат педагогических наук, осветила вопросы образования детей с ОВЗ в Свердловской области. Заострив внимание на одной из задач государственной программы «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» о необходимости « создания в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», познакомив участников конференции с некоторыми статистическими данными ,С.В. Соловьева подытожила, что инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья – это сложный процесс, который возможен при создании условий и наличии внутренней мотивации педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. О взаимодействии специалистов территориальной психолого — медико — педагогической комиссии и образовательных организаций рассказала Эльвира Михайловна Джумакаева, председатель ТО ПМПК г. Серова. Она подробно остановилась на особенностях работы комиссии и необходимости выполнения рекомендаций специалистов для коррекции недостатков развития ребенка . Директор МАОУ НГО «СОШ №1» Л.Ю. Кудашева представила модель инклюзивного образования, которая сложилась в МАОУ НГО «СОШ №1».

     Затем обсуждение обозначенной темы продолжилось на 4 секциях. На секции № 1 собрались руководители и заместители руководителей школ, они рассматривали вопросы создания условий, обеспечивающих равные возможности для получения образования обучающимися в образовательных организациях. Якишева М.Р,.заместитель директора МАОУ НГО «СОШ №4»,к.п.н., рассказала о психолого — педагогическом сопровождении реализации основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования . Ускова Л.П., директор МБОУ НГО «СОШ №2» , представила алгоритм управленческой деятельности по организации работы с обучающимися с ОВЗ. Педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи работали в секции № 2, решая проблемы организации работы по выполнению рекомендаций ПМПК в школе . Шурыгина Е.И., педагог-психолог МАОУ НГО «СОШ №1», ознакомила присутствующих с системой психолого – педагогического сопровождением детей с ОВЗ в своей организации. Социальный педагог МБОУ НГО «СОШ №2» Тимшина Е.А., поделилась опытом работы с детьми ОВЗ в рамках ООП НОО. Самым многочисленным был состав секции №3 « Эффективные подходы и технологии в работе с детьми ОВЗ». Для работы в этой секции собрались педагоги школ и дополнительного образования. Их коллеги, учителя ГКОУ СО «Новолялинская школа», Бармина Н.С. ,учитель истории, Соловьева О.А., учитель русского языка и литературы, Барканова О.В., учитель начальных классов, показали мастер-классы по технологиям, применяемым в работе с детьми с ОВЗ. На секции № 4 « Оказание помощи ребенку – дошкольнику с ОВЗ» решалась одна из самых сложных задач: организация ранней помощи ребенку в условиях нашего муниципалитета, т.к. именно этот этап в развитии ребенка является основополагающим для всей его дальнейшей жизни. Старцева О.В., районный педиатр Новолялинсой ЦРБ, рассказала о выявлении детей с нарушениями развития и оказании им помощи в условиях Новолялинской ЦРБ. Кожевникова С.Ф. , заместитель директора ГАУ «СРЦН для несовершеннолетних Новолялинского района», ознакомила присутствующих с ресурсными возможностями СРЦЦН для оказания помощи ребенку с ОВЗ. Воробьева О.Н., заместитель заведующей МАДОУ НГО №4 «Детский сад «Сказка» посвятила свое выступление организации работы психолого — медико-педагогического консилиума в условиях ДОУ развивающего вида. Руководителями секций были Т.П. Шешукова, методист УО НГО, Э. М. Джумакаева, председатель ТПМПК г. Серова, Т. В. Шубина, заместитель директора МАОУ НГО «СОШ №1», Чичина Е.А. , заместитель заведующей МБДОУ НГО №11, В их задачи входила организация обсуждения перечисленных тем, определение проблем и предложений по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Участники конференции согласовали общую позицию в понимании основных направлений развития инклюзивного образования и выработали следующие предложения по развитию, продвижению и сопровождению инклюзивного образования в Новолялинском городском округе:

1. Создание координационного совета по вопросам образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов при Управлении образованием НГО, цель которого содействовать конструктивному сотрудничеству педагогического сообщества с социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов, тесному взаимодействию с общественными и родительскими организациями на условиях позитивного партнерства.

2. Обеспечение создания условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях всей образовательной вертикали.

3. Использование потенциала ГКОУ СО «Новолялинская школа» для реализации практических занятий и трансляции опыта педагогической работы с различными категориями детей для оказания методической помощи образовательным организациям, реализующим различные модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

4. Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования с выделением базовой (опорной ) образовательной организации;

5. Проведение просветительской работы по продвижению идей инклюзивного образования.

     Участники конференции выразили благодарность организаторам за предоставленную возможность принять участие в диалоге о проблемах и перспективах развития инклюзивного образования и рассматривают проведенное мероприятие как еще один шаг профессионального сообщества навстречу решению проблем инклюзивного образования на территории Новолялинского городского округа.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14