18.09.2017 16:40 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы

Источник: Общественная палата Новолялинского городского округа

Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) проведена общественная экспертиза («нулевое чтение») проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные федеральные законы» (в части совершенствования порядка осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия)» (далее – законопроект, проект федерального закона).

Заключение Общественной палаты подготовлено по результатам состоявшегося 10 июля 2017 года публичного обсуждения законопроекта с учетом поступивших в Общественную палату мнений, выводов, предложений и рекомендаций членов Общественной палаты, общественных палат субъектов Российской Федерации, членов Научно-консультативного совета при Общественной палате, представителей органов государственной власти, профессионального сообщества, общественных экспертов.

Законопроект разработан Министерством культуры Российской Федерации (далее – автор законопроекта, автор законодательной инициативы, Минкультуры России) во исполнение поручений Президента Российской Федерации № Пр-571 пп. «в» п. 2 от 31 марта 2016 года, № Пр-1191 абз. 7 пп. «а» п. 1 от 22 июня 2016 года, № Пр-74 пп. «б» п. 4) от 15 января 2017 года, Правительства Российской Федерации № ОГ-П44-1950 п. 3 от 7 апреля 2016 года, № ДМ-П44-31пр п. 10 от 23 мая 2016 года, № ДМ-П11-3894 (п. 5) от 04 июля 2016 года, п. 16 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 2831-р, и размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://regulation.gov.ru/p/61005.

Согласно пояснительной записке целью предлагаемых в законопроекте изменений является уточнение компетенции федеральных и региональных органов государственной охраны объектов культурного наследия (далее – органы охраны объектов культурного наследия), разграничение ответственности различных участников процесса сохранения и охраны объектов культурного наследия, определение специальной административной ответственности (отграничение её от общей административной ответственности) за отдельные правонарушения в рассматриваемой сфере.

Общественная палата в целом поддерживает концепцию законопроекта, направленную на совершенствование общественных отношениях в области охраны памятников культурного наследия.

Вместе с тем участниками общественной экспертизы сформированы предложения и замечания, которые во время публичного обсуждения было предложено учесть при доработке законопроекта:

  1. Представляется необходимым конкретизировать порядок взаимодействия общественных инспекций с государственными органами (включая совместные мероприятия по контролю), а также представителями научного и экспертного сообщества. При этом требуется установление правового статуса справок, составляемых общественными инспекциями и направляемых в соответствующие органы государственной власти, порядка их рассмотрения и принятия мер.
  2. Положениями законопроекта предусматривается, что основными направлениями деятельности общественных инспекций будут являться: содействие органам охраны объектов культурного наследия; участие в выявлении, предупреждении и профилактике нарушений законодательства в области охраны объектов культурного наследия; распространение и пропаганда правовых знаний и норм поведения в области охраны объектов культурного наследия. Вместе с тем Общественная палата считает необходимым наделить общественные инспекции полномочиями по контролю за деятельностью самих органов охраны объектов культурного наследия.

3. Предлагаемое в законопроекте разграничение ответственности за сохранение и содержание объектов культурного наследия, находящихся в государственной и муниципальной собственности, между арендаторами объектов культурного наследия и лицами, использующими указанные объекты на праве оперативного управления, могут привести к дополнительным спорам и судебным разбирательствам.

4. Согласно пункту 6 статьи 8.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) в редакции законопроекта членами общественных инспекций не могут быть граждане: имеющие неснятую или непогашенную судимость; в отношении которых осуществляется уголовное преследование; ранее осужденные за умышленные преступления».

Однако граждане, ранее осужденные за умышленные преступления, могут иметь снятую или погашенную судимость.

Также нельзя согласиться с предлагаемым ограничением участия в общественных инспекциях граждан, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, поскольку осуществление уголовного преследования не означает виновности гражданина до вступления в силу законного решения суда.

В связи с этим проектируемая норма требует доработки.

  1. В подпунктах 10, 11 пункта 6 статьи 8.1. Федерального закона № 73-ФЗ в редакции законопроекта предлагается установить ограничения для членства в общественных инспекциях.

Представляется, что родственные отношения члена инспекции, осуществляющего свою деятельность в одном регионе, с держателем лицензии на деятельность в ином регионе не могут считаться достаточным основанием для отказа в членстве общественной инспекции. В связи с этим указанные проектируемые нормы требуют доработки.

6. Согласно абзацу 6 части 11 статьи 1 законопроекта в отношении лица, привлеченного к административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны объектов культурного наследия, либо допустившего неоднократное превышение полномочий члена общественной инспекции, проводится внеплановая переаттестация. По итогам аттестации (переаттестации) принимается положительное («аттестован») или отрицательное («не аттестован») решение, оформляющееся соответствующим актом федерального органа охраны объектов культурного наследия. Такая мера ответственности представляется не вполне обоснованной и не учитывающей тяжести правонарушения. Во избежание злоупотреблений представляется целесообразным установление ответственности в виде лишения права исполнять полномочия члена общественной инспекции в зависимости от характера совершенного противоправного деяния.

Особо следует отметить, что значительное количество объектов культурного наследия находится в собственности или пользовании религиозных организаций.

На сегодняшний день между религиозными организациями и государственными органами охраны объектов культурного наследия сложились конструктивные отношения в сфере использования религиозными организациями объектов культурного наследия с учетом всех особенностей деятельности религиозных организаций, в том числе учета режима осуществления богослужений и внутренних установлений религиозных организаций. Общественная палата полагает, что поправки в Федеральный закон № 73-ФЗ  не учитывают указанные обстоятельства и привлечение общественных организаций к контролю за сохранением использованием, содержанием и популяризацией объектов культурного наследия религиозного назначения, находящихся в собственности или пользовании религиозных организаций, может иметь негативные последствия для государственно-конфессиональных отношений в указанной сфере.

В этой связи представляется целесообразным:

– в пункте 2) законопроекта дополнить статью 8.1 (Общественный контроль в области охраны объектов культурного наследия) пунктом 18 следующего содержания: «18. Положения настоящей статьи не применяются в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности или пользовании религиозных организаций.»;

– в пункте 6) законопроекта предусмотреть, что федеральный орган охраны объектов культурного наследия, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, религиозными организациями  и иными организациями;

– в пункте 7) законопроекта предусмотреть, что государственные инспекторы в области охраны объектов культурного наследия при осуществлении своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства в области охраны объектов культурного наследия имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать и обследовать используемые, в том числе юридическими лицами и физическими лицами, объекты культурного наследия, в том числе с согласия собственников жилые помещения, а также с согласия соответствующих религиозных организаций и с учетом их внутренних установлений объекты, находящиеся в собственности (пользовании) религиозных организаций, являющиеся объектами культурного наследия, и проводить исследования, испытания, измерения и т.д.;

– в пункте 7) законопроекта предусмотреть, что использование технических средств на объектах, находящихся в собственности (пользовании) религиозных организаций, и их территориях осуществляется с  согласия соответствующих религиозных организаций и с учетом режима совершения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний;

– в пункте 8) законопроекта предусмотреть, что порядок проведения внеплановых проверок, предусмотренный в отношении физического лица, применяется также в отношении объектов, находящихся в собственности (пользовании) религиозных организаций, и их территорий;

– пункт 12) законопроекта в части мониторинга состояния объектов культурного наследия дополнить абзацем, предусматривающим, что мониторинг объектов культурного наследия, находящихся в собственности или пользовании религиозных организаций, и их территорий осуществляется исключительно органами охраны объектов культурного наследия. Привлечение иных организаций к мониторингу таких объектов не допускается, а также абзацем, предусматривающим, что мониторинг объектов культурного наследия, находящихся в собственности или пользовании религиозных организаций, и их территорий осуществляется по согласованию с соответствующими религиозными организациями с учетом режима совершения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний.

 

На основании изложенного Общественная палата Российской Федерации предлагает учесть замечания и предложения при доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон ««О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные федеральные законы» (в части совершенствования порядка осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия)».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6